|
Садово-парковый ансамбль крымской усадьбы «Новый Кучук-Кой» (1902-1913 гг.), воплотивший мир образов и художественные устремления знаменитого московского объединения начала XX века «Голубая роза» – уникальный по своему замыслу памятник садово-паркового искусства эпохи модерна, непосредственно связанный с эстетикой русского символизма. Среди его создателей – первые имена русского искусства: Михаил Врубель, Евгений Лансере, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Матвеев.
Имение петербургского торговца Растеряева оказалось в начале ХХ века разделено на три части. «Старый Кучук-Кой» приобрёл молодой московский инженер В.С. Сергеев; собственно «Кучук-Кой» купила богатая и просвещённая представительница обширного купеческого клана Морозовых – А.Т. Карпова, жена известного историка, профессора Московского Университета Г.Ф. Карпова. Территория «Нового Кучук-Коя» в 1901 г. стала собственностью Якова Евгеньевича Жуковского (1857 - после 1926) – петербуржца, филолога по образованию, действительного статского советника, сотрудника Министерства финансов, дальнего родственника и глубокого почитателя М.А. Врубеля. Он и стал инициатором создания в своем имении нового усадебного ансамбля, воплотившего самые современные архитектурно-художественные идеи.
В 1907 году после шумного успеха в Москве выставки нового объединения художников «Голубая роза» саратовцы П.С. Уткин, П.В. Кузнецов и А.Т. Матвеев были приглашены Я.Е. Жуковским в его крымское имение. «Голуборозовцы» находились в близких творческих отношениях с поэтами-символистами К. Бальмонтом, А. Белым, Ю. Балтрушайтисом, В. Брюсовым. Всех их объединяло стремление к синтезу искусств и желание проявить себя в смежных областях.
С лета 1907 г. началось подлинное художественное «обживание» усадьбы, формирование её сложного символико-семантического замысла.
ГЛАВНЫЙ ДОМ
Масштабное строительство в усадьбе началось в 1905 г. Тогда был возведён и вчерне отделан главный дом, заложены основные планировочные компоненты парка. Я.Е. Жуковский доверил составление эскизов дома известному художнику-графику, иллюстратору художественных журналов В.Д. Замирайло (совместно с М.А. Врубелем работал над созданием живописного декоративного убранства Владимирского собора в Киеве). К 1907 г. относится один из проектных чертежей – фасад, исполненный молодым графиком Н.П. Феофилактовым, одним из самых известных иллюстраторов «Золотого руна». Конструкции усадебных построек рассчитывал сосед по имению инженер В.С. Сергеев.
Комнаты главного дома рассматривались лишь временным пристанищем человека, должного большую часть времени проводить среди живого великолепия крымской природы.
Интерьеры дома были оформлены в 1907-1912 гг.: жилые комнаты и гостиные украшены пластикой А.Т. Матвеева (медные медальоны на внутренней лестнице) и расписаны по холстам или аль фреско П.В. Кузнецовым, П.С. Уткиным, а также Е.Е. Лансере, отделавшим в 1908 г. кабинет Я.Е. Жуковского. Всё это ныне утрачено, но может быть восстановлено, поскольку сохранились авторские эскизы оформления интерьеров и проекты отдельных предметов мебели, а П.С. Уткин в 1910-е годы создал полную изобразительную летопись усадьбы. В Русском музее (Санкт-Петербург) и в СГХМ имени А.Н. Радищева (Саратов) хранится множество рисунков, акварелей, эскизов с изображениями интерьеров и убранства.
ДОМ САДОВНИКА
В 1910 году был возведён по другую сторону от главной лестницы Дом садовника с оранжереей. Его оформление было также богато украшено декоративными элементами и наполнено смыслами. Полусферическое витражное окно на юг обрамлено высеченными в камне силуэтами подростков – композиция «Сон и Пробуждение» (работа А.Т. Матвеева), а минаретообразная печная труба украшена его же изразцами высокого рельефа, изображавшими гроздья винограда. Стены оранжереи, опоры садовых скамеек, парапеты садовых лестниц украшены многочисленными орнаментальными изразцами, исполненными в мастерской Ваулина по рисункам или моделям М.А. Врубеля. Северный фасад и все комнаты, расписывались аль фреско Павлом Кузнецовым. Над перекрытием находился «сад на крыше». К зданию примыкала стеклянная оранжерея, в бассейне разводили золотых рыбок и редкие лилии. Выше на склоне находились теплицы со съёмными рамами. Мастерской «святого ремесла» пользовались все: одни растили флору, другие, отслеживая её символику, создавали «Свет красоты» – Дому садовника придавалось почти демиургическое значение.
ОБРАЗ САДА
Изначально садовником Евгением Антоновичем Баем было заложено три сада: декоративный, фруктовый и виноградный. Очень важное значение в облике и семантике ансамбля играли плодовые деревья, цветники, их породный состав и гамма («цветовая палитра» подбиралась под общим патронажем П.В. Кузнецова). Идея создания сада «вечной весны» – аналога «райского сада» – выразилась в обилии специально подобранных деревьев с махровыми соцветиями – персиков, груш, яблонь, миндаля, абрикосов и слив. Для цветников использовались особые карликовые формы. Большое внимание создатели парка обращали на подбор растений по запахам. Множество клумб источало по вечерам ароматы лилий, душистого табака, тубероз, петуний, левкоев. Разнообразие цвета – от нежно белых до карминно-красных –демонстрировали парковые водоёмы с кувшинками и лилиями. Предметом особой гордости был внешне невзрачный нильский лотос, называемый также голубой лилией.
ПЛАНИРОВКА ПАРКА
Художники активно повлияли и на композицию парка в Новом Кучук-Кое. Он складывался постепенно, дополняясь на протяжении всего строительного периода. При этом учитывались существующие деревья и особенности берегового рельефа.
Важнейшие элементы смысловой композиции парка, навеянные эстетикой символизма, были расположены вдоль главной лестницы – лестницы Иакова.
Поперечная аллея поделила лестницу пополам и наложилась на неё в месте средокрестия мостиком (он же служил беседкой для отдыха во время пути). Сюда со всех сторон устремились сферические пояса дорог и тропинок со ступенчато возвышающихся террас. Углы тоннеля-мостика «поддерживают» фигуры юношей-атлантов, исполненные А.Т. Матвеевым из цемента. Стены и потолок беседки были расписаны П.В. Кузнецовым (росписи утрачены).
Среди приёмов парковой композиции преобладала планировочная асимметрия и дробление на мелкие, чаще всего замкнутые, пространства, чередующиеся по принципу цветового и объёмного контраста. Разбивая парк, его творцы задали своеобразный прерывистый ритм максимально разнообразным парковым «интерьерам». Распавшись на «микро-садики», не очень большая территория парка (всего 5 га) обрела, таким образом, большую «протяжённость» для восприятия и богатейшую палитру несхожих пространственных ощущений – стала эмоционально чрезвычайно насыщенной.
Вершина западного склона усадебного «амфитеатра», например, завершалась «Хаосом» – нагромождением камней, откуда открывался вид на море и окрестности. Здесь были высажены аллепские сосны, банановые пальмы, агавы и юкки. Ниже – небольшая роща ливанских кедров, под ней насыпной холм, усаженный кипарисами – природная беседка, названная «Орхестрой». За ней аллея платанов, немного поодаль – оливковая роща. Главная поперечная аллея была обсажена белыми акациями, глицинией, финиковыми пальмами. К востоку от главного дома были устроены «Дебри» – трёхступенчатый каскад бетонных бассейнов, утопавших в зарослях бамбука и ирисов. Отдельные старые деревья и новые посадки кипарисов, акаций, платанов, ливанских кедров, каменных дубов и пиний были дополнены тропическими экзотами. Всё это будущее великолепие перемежалось небольшими полянками, молодыми кустами сирени и вьющихся роз.
ЛЕСТНИЦА ИАКОВА
Одним из первых и самым значительным парковым сооружением Кучук-Коя стала длинная, вытянутая как струна, лестница. Строительство её было вызвано насущной необходимостью – это была прямая и самая короткая связь между верхней и нижней территориями усадьбы, размещенной на довольно крутом приморском рельефе. По имени владельца – Якова Евгеньевича, лестница было названа «лестницей Иакова» в честь библейского персонажа – небесного патрона Жуковского («И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот лествица стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Бытие 28, 11, 12)).
В планировочной «немотивированности» лестницы (главная ось паркового ансамбля не совпадала с осью главного дома, а размещалась между главным домом и домом садовника) проявлен символизм: при взгляде снизу-вверх перспективу лестницы Иакова замыкали дальние горы и небо.
Именно здесь наиболее отчётливо проявилось наличие символистской программы. Ветхозаветное свидетельство о «лествице Иакова» во всех христианских странах ассоциировалось с путём человека к Богу, а в искусстве связывалось с творчеством, стремящимся к совершенству: «В каждом произведении истинно символического искусства начинается лестница Иакова» (Вячеслав Иванов).
У предпоследнего пересечения лестницы Иакова с одной из поперечных аллей, на выступе подпорной садовой стенки был помещен рельеф А.Т. Матвеева «Поэт». Его появление в верхней части лестницы воплощало Духовное восхождение.
КАСКАДНАЯ ЛЕСТНИЦА
Параллельно лестнице Иакова, почти по главной оси дома, под небольшим альпинарием, устроена ещё одна – каскадная лестница. Её начало и конец отмечены постановкой на парапетах парных скульптур Матвеева (сейчас расположение скульптур не полностью совпадает с первоначальным). Вверху – «Засыпающий» и «Задумчивый», внизу – «Задумавшийся мальчик» и «Пробуждающийся мальчик» (впоследствии заменён «Купальщицей»).
Тему нисходящего сна, размышлений, грёз – лейтмотив скульптурного убранства парка – продолжала мраморная матвеевская «Нимфея» – дева-водяная лилия, кувшинка, размещенная в центре бассейна на площадке перед каскадной лестницей.
СКУЛЬПТУРА
Камертонами настроения каждой отдельной части паркового ансамбля служили скульптуры А.Т. Матвеева, обозначавшие темы для их образного восприятия. Молодой мастер использовал самые разные материалы: цемент, инкерманский камень, желтоватый пентелийский мрамор. Также в Новом Кучук-Кое им был сделан ряд произведений из дерева (портрет каменотёса, садовника и др.). Особенностью работы мастера служило то, что размеры, материал и композицию произведения диктовало не столько место, сколько «замысел места» – не только реальное окружение, но и представление о будущем, совместная мечта.
С 1907 по 1911 год в парке было установлено в общей сложности более пятнадцати произведений. Большинство из них утрачено. Часть восстановлена вновь учениками мастера. Список утрат был открыт в 1927 году: цементный горельеф «Спящие мальчики» в «Зачарованном гроте» над морем был разрушен во время крымского землетрясения (воссоздан в мраморе в 1967 году и размещён на западном склоне парка – недалеко от Дома садовника).
ЦВЕТНИКИ
Цветники занимали всю центральную часть парка. Их создание – плод коллективного творчества художников, садовников, самих владельцев. Замысел состоял в нарочитой мозаичности составляющих парка, в намеренной контрастности соседних древесных крон и цветочных оттенков.
Ниже дачи располагался альпинарий. Сложенный из камней ноздреватого туфа, он был встроен в мощную опорную стену верхней террасы. В нём произрастали герань, табак, настурция вперемежку с гелиотропом. Ленкоранская акация, карабкающаяся по стене японская текома, махровые соцветия олеандров, а весной – миндаля – во все времена года дополняли это буйство красок и благовоний. Перед альпинарием стояла большая полукруглая скамья, сделанная по рисунку М.А. Врубеля и украшенная его изразцами.
Под фруктовым садом был создан большой цветник, в плане напоминавший стилизованный цветок раскрывавшейся розы, который составляли сильно пахнущие цветы, подобранные по цвету – от розово-голубого к лилово-фиолетовому тону. В сумерках и в лучах лунного света она становилась голубой. Цветник, созданный по эскизу П.В. Кузнецова, можно считать эмблемой Кучук-Коя – зашифрованным знаком-символом его творцов.
Помимо привычного обустройства «дневного» пейзажа парка, не меньшую важность имел его ночной облик. Кроме обычных характеристик цвета и форм растительности, в контекст созидаемого паркового ландшафта вошли – цвет ночного «подлунного» сада и запахи цветущих растений. Петр Саввич Уткин создал своеобразную ночную сюиту видов усадьбы, множество тонко исполненных акварелей и работ маслом. Важное место среди них занимают именно лунные пейзажи.
Вдохновенно создаваемый Новый Кучук-кой является уникальным – единственным в мире – примером паркостроения краткой эпохи символизма.
ХРОНИКА РАЗРУШЕНИЯ ПАМЯТНИКА
В 1920 году, с приходом советской власти в Крым, над усадьбой Жуковских нависла угроза передачи её в ведение южнобережного совхозного хозяйства. Владельцы усадьбы разработали предложения по использованию Нового Кучук-Коя в качестве академии «нового художественного вкуса», где могли бы обучаться синтезу искусств молодые дарования. Телеграммой от 21 апреля 1921 года Москва в лице заведующей отделом музеев Троцкой уведомила местное начальство о том, что усадьба объявлена музеем, а бывшая владелица Любовь Михайловна Жуковская назначается его главной хранительницей, «как имеющая соответствующее образование» (высшие Бестужевские курсы).
Однако уже в декабре 1923 года музей был снят с государственной охраны и ликвидирован. Яков Евгеньевич сумел забрать из дома несколько произведений станкового искусства и передать их вместе с документами по строительству дачи на хранение в Русский музей в Петрограде (со временем там образовался отдельный, довольно значительный фонд Жуковского).
Лишившись заботы владельцев, памятник истории и культуры начала XX века, равных которому нет в мире, медленно и неуклонно угасал – менялись арендаторы усадьбы, самовольничали мало образованные и совсем необразованные директора Дома отдыха, разместившегося на её территории.
Сначала были уничтожены росписи комнат и лестницы Иакова. Потом наступила очередь скульптуры, редких растений и изысканных цветников, оставшихся без профессионального ухода.
Самый страшный для памятника период – годы Великой Отечественной войны. В середине 1950-х хранитель отдела скульптуры Государственного Русского музея Г.М. Преснов застал в Кучук-Кое картину полного разрушения. С помощью краеведов он извлёк из земли и воды обломки изваяний. Частично отреставрированные и выставленные на всеобщее обозрение в Ленинграде, эти обломки казались произведениями античной классики – настолько совершенной была работа А.Т. Матвеева. В 1967 году по инициативе Преснова ученики мастера воспроизвели в мраморе и бронзе недостающие скульптуры.
Однако очередной арендатор – объединение «Кривбасруда» – не стал выполнять взятые на себя охранные обязательства: парк пришёл в запустение, вместо розария появилась громоздкая эстрада-танцплощадка, дом Жуковских был превращён в кухню и столовую пансионата, коттеджи обросли деревянными пристройками, ставшими причиной пожара, случившегося в сентябре 1987 года. В результате рухнули перекрытия, сгорели перегородки, оплавилась мозаика и часть майоликового декора на фасадах. 7 июля 1993 года неизвестными злоумышленниками была разбита мраморная скульптура «Нимфея», спустя год пропал оставшийся от неё торс. В середине 1990-х сотрудники Алупкинского музея вынуждены были большую часть изваяний демонтировать/законсервировать.
Незадолго до перестройки был разработан проект реставрации имения, но со сменой властных структур на Украине и в Крыму работы по восстановлению усадьбы так и не начались. Арендатор прекратил финансирование проекта, а затем передал Кучук-Кой республиканскому комитету по охране культурного наследия республики Крым, который, в свою очередь, летом 2002 года отписал территорию памятника размером 4,5 га в аренду человеку, чьё имя долгое время держалось в тайне.
Справку составил И.В. Сорокин по материалам книги А.А. Галиченко «Старинные усадьбы Крыма», статьи М.В. Нащокиной «Московская «Голубая роза» и крымский «Новый Кучук-Кой»» и информационной ленты «Новости Крыма».
|