Опыт реставрации Павловского парка

 

          Павловский парк – один из самых больших в России – создавался на рубеже 18 – 19 веков, когда в Европе и в России становится модной планировка парков по типу английских пейзажных, словно воспроизводящих естественный ландшафт. Павловский парк создавался на основе естественного леса, что в большей  степени и обусловило его пейзажный характер. Исключительность Павловска обусловлена и тем, что о нем в течение почти полувека заботилась одна и та же владелица – императрица Мария Федоровна и тем, что парк устраивали выдающиеся мастера конца XVIII – начала XIX в.в., вышедшие как из английской, так и из итальянской школы – Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго.  

          Из непроходимых чащ паркостроители создали уникальный, единый по замыслу парк. «Умение садовника состоит в том, чтобы, почувствовав характер окружающих его объектов, которые природа разбросала беспорядочно, подчинить их особому порядку, чтобы усилить воздействие этих предметов на человека», - полагал выдающийся мастер парковых ландшафтов Пьетро Гонзаго.

          Создавая пейзажный парк в новом художественном вкусе, его авторы выработали определенные критерии ландшафтной архитектуры, которые позволили выявить особую неповторимость Павловска. Максимальное использование  естественных особенностей рельефа местности; необходимые вырубки лесного массива в соответствии с замыслом архитектора; посадки деревьев и кустарников, учитывая их биологические особенности и эстетическое восприятие – силуэт насаждений, фактуру, цветовую гамму.    «Павловский парк во время прогулки, благодаря наслаждению, получаемому от самого парка, а не от памятников в нем находящихся, не сравним ни с одним парком мира», - полагал историк архитектуры Санкт-Петербурга В. Курбатов.

          Несмотря на различие художественных приемов, индивидуальность художественных подчерков, все архитекторы, скульпторы и художники, работавшие в Павловске, создали целостный, стилистически единый ансамбль. Павловский парк можно условно разделить на семь основных районов, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, особенности. Прямые как стрелы лесные дороги  Большой звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно не похож ни на один из районов Центральный, или Придворцовый, район, старейший по времени устройства. Главное архитектурное сооружение этого района - дворец, монументальному облику которого подчинены окружающие посадки. Непосредственно прилегающая к дворцу часть парка принимает вид регулярного французского сада со стрижеными деревьями и кустарниками, газонами и дорожками четкой геометрической формы, партерными цветниками и  лабиринтами, обильно украшенные скульптурой. Ведущее  место в композиции района занимает Тройная липовая аллея, задуманная Чарльзом Камероном, она служила парадным подъездом к дворцу. Липы первоначально подвергались стрижке, но позднее приняли вид свободно растущих деревьев. Аллея, словно зеленая парадная рама, обрамляет центральный портик дворца.

          Возле Тройной липовой аллеи располагаются Большие круги, с цветочными партерами и каменными террасами, созданные по проекту Винченцо Бренна. Архитектор  удачно использует расположение сада на возвышенном берегу реки Славянки для сооружения Каменной Итальянской лестницы, украшенной скульптурами львов, в стиле «итальянских вилл».  

          Вблизи павильона Вольер находится живописный участок - пруд извилистой формы, берега, обсаженные декоративными кустарниками и группами из многолетних цветов. Цветочный лабиринт, в котором разбит розарий, переходит в более высокий, выполненный из кустарников; причудливая стрижка деревьев – все это создает неизгладимые впечатления от красоты этого уголка.

          С южной стороны дворца, где помещались жилые покои владельцев Павловска, устроен Собственный садик. Создан по проекту архитектора Чарльза Камерона совместно с художником Франсуа Виолье в 1784 году. Планировка садика выполнена в регулярном стиле, характерном для камерных голландских садов с прямолинейностью и геометричностью французских.   

         Планировка Придворцового района органично перетекает в открытый ландшафт Долины реки Славянки. Благодаря богатству и разнообразию пейзажей, она занимает особое положение среди остальных районов парка. Архитекторы талантливо использовали живописные холмы, наличие воды, открытые луговые пространства, живописное сочетание насаждений и парковых сооружений. В Долине реки Славянки заметно нарастающее значение архитектуры в пейзаже. На берегах Славянки сосредоточено наибольшее количество павильонов парка и других архитектурных сооружений – мостов, плотин, каскадов.

         Долина реки Славянки граничит с районом Большой звезды, расположенным в  северной  части парка. Планировку Большой Звезды первоначально осуществил Чарльз  Камерон: естественный лесной массив был расчленен дорогами-просеками, которые на плане выглядели в виде рисунка звезды. Радиусы дорог, как лучи солнца расходятся от площадки с Круглым залом в центре. По рукописным архивным материалам видно, что после проведения планировки Большой Звезды идет непрерывная подсадка деревьев в основном по проспектам или как еще их называли «просекам». Подсадка идет исключительно лиственных деревьев для придания большего разнообразия и смягчения сумрачности хвойного леса.

          Позднее в этом районе Пьетро Гонзаго распланировал участок Долины прудов с великолепными пейзажами, с обрывистыми берегами прудов, живописнейшим островом Любви.

         Лесной массив района прекрасно контрастирует с открытым ландшафтом Долины реки Славянки. Сочетание различных по своему характеру и эмоциональной нагрузке участков  отличительная черта ландшафтов Павловского парка.                          

           Район Старой Сильвии представляет собой естественный лесной хвойный массив, прорезанный сетью дорожек регулярной планировки: двенадцать прямых аллей отходят от центральной круглой площадки, украшенной бронзовыми статуями Аполлона Бельведерского в окружении муз. Формирование этого района парка происходит, когда В. Бренна создает в парке парадные участки.

         Изысканно оформлен переход от Старой к Новой Сильвии, следующему району парка. На границе двух районов на плотине, на которой заканчиваются Старосильвийские пруды, располагается Руинный каскад. Модный в то время стиль подражания античной архитектуре и сентиментализму соединились в этом сооружении. Полуразрушенные скульптуры львов, вазы из туфа, соединенные березовыми перилами, гармонично вписываются в окружающий ландшафт.       

         Новая Сильвия возникла в начале XIX века по проекту В. Бренны. Она создана в регулярно-пейзажном стиле, представляет собой анфиладу зеленых залов, соединенных одной центральной и многочисленными боковыми коридорами-дорожками, то звездообразно расходящимися от площадок, то параллельно идущими вдоль центральной аллеи между стеной стриженого кустарника и свободно растущих деревьев на участках между дорожками.

         В гуще лесного массива находится павильон Мавзолей «Супругу-благодетелю». Постановка Мавзолея в парковом ландшафте может служить примером удачного сочетания архитектуры с природным окружением. Павильон возвышается над оврагом в окружении сумрачных елей, чтобы придать соответственные эмоции при посещении этого места.

           В архитектурно-планировочном отношении Новая Сильвия служит переходом от регулярных парковых композиций к прилегающим естественным лесам и полям Белой березы. Расположенная в восточной части, самая обширная из всех районов, она занимает около половины площади всего парка.

          Основная планировка, осуществленная по проекту Ч. Камерона, повторяет тип планировки Большой звезды и Старой Сильвии: центральная круглая площадка, с расходящимися по радиусам дорогами. Отличие только в масштабах, в количестве радиальных дорог, здесь их семь и в отсутствии на центральной площадке каких-либо построек. На круглой площадке газона посажен хоровод из берез. Отсюда и получил название   район, хвойный по своему колориту.

           В начале XIX века за устройство ландшафтов Белой березы приступает художник-декоратор Пьетро Гонзаго, вырубая 70 % лесного массива, превращая вырубки в луга, и только 30 % площади оставляет лес «островками» разного размера. При создании  района Гонзаго использовал метод театральных декораций: располагал группы и массивы деревьев по отношению к той или иной видовой точке по принципу театральных кулис. Он компоновал пейзажи в натуре, намечал границы групп и куртин, клеймил деревья на сруб, давал точные указания о производстве работ. В одном из документов, относящихся к истории формирования района, сказано: «…лес, намеченный господином декоратором Гонзагою и предназначенный в плане при торге объявленном, весь срубить, выкоренить равно и пенья давно срубленных деревьев, крашенные же деревья синей краскою те оставить «островцами». По собственному выражению Гонзаго «…с помощью своих хирургических операций сделал очаровательное пребывание в Павловске более здоровым и более приятным».

        Пейзажи Белой березы  решены исключительно средствами зеленых насаждений, где нет архитектурных сооружений, скульптуры, водоемов, нет даже выраженного рельефа. Весь эффект от восприятия Белой березы создается ритмом чередования открытых и закрытых пространств. Разнообразие пейзажей достигается путем создания групп различной величины и размещением их в пространстве.

       Одну из разновидностей пейзажного парка называют «Ах-ах!», когда композиция парка строится с учетом неожиданно раскрывающихся перспектив. В Павловском парке идея «Ах-ах!» была искусно воплощена театральным художником-декоратором Пьетро Гонзаго - «Самое красивое место»: когда прогуливаешься по обычной лесной тропинке, внезапно открывается вид: обрамленный деревьями на опушке леса, он представляет собой большой луг, покрытый цветами, с рощей посредине.

 

        На границе двух районов Белой березы и Парадного поля расположен Розовый павильон. Вокруг него проложены садовые дорожки и проведена разбивка розария. Императрица Мария Федоровна была знатоком и любителем роз, которые по ее велению привозились со всей Европы.

        Последний район Павловского парка по времени своего возникновения -   Парадное поле. Этот пейзажный район создавался по проекту П. Гонзаго на месте пустынного плаца. Он строится исключительно методом посадки.  В первое десятилетие было намечено высадить около 60 000 различных деревьев и кустарников. Во второй половине XIX века производится посадка хвойных деревьев пихты, лиственницы и в конце века кедра. Широко применялась обсадка древесных групп сибирским дерном, побеги которого осенью краснеют и особенно эффектны на белом фоне зимнего пейзажа. П. Гонзаго искусно размещает группы деревьев различной конфигурации, состава пород и количества в группе и отдельно стоящих солитеров. По принципу композиции построения групп деревьев Парадное поле  имеет сходство с Белой березой. Но в нем достигается наиболее богатый ассортимент древесных и кустарниковых пород, насчитывающий до двадцати  наименований. Благодаря этому пейзажи Парадного поля отличаются изысканностью силуэта, разнообразием окраски куртин в различные времена года, особенно весной и осенью; в сочетании с луговыми просторами, создается богатство и многокрасочность пейзажей. Размеры Парадного поля таковы, что можно улавливать все эти изменения.

         Павловский парк обладает необыкновенным художественным воздействием. Различное построение объемно-пространственных композиций, в которых ведущая роль отведена насаждениям, создает ряд прекрасных картин русской северной природы. Один из выдающихся создателей парка П. Гонзаго  располагал деревья, как художник располагает на холсте краски. Особенно интересна его трактовка деревьев, он обращал большое внимание на их форму и цвет, на эффекты, которые происходят от посадки рядом разных пород деревьев. Он стремился выявить эти качества, концентрируя деревья и демонстрируя их, вырубая одни деревья и подсаживая другие, стремясь создать неожиданные эффекты светотени, живописные и разнообразные виды. Работа этого талантливого мастера превратила Павловский парк в один из лучших образцов пейзажного парка в Европе, сохранив за ним все своеобразие.

         После того как вы познакомились с ландшафтными композициями Павловского парка, полагаю, необходимо осветить вопрос, касающийся его реставрации.

Парк как произведение садово-паркового искусства, пожалуй, одно из самых сложных среди других видов искусств. Оно в корне отлично, к примеру, от живописи или архитектуры, прежде всего, своей динамикой. Он изменяется постоянно и во времени и в пространстве. Задача реставрации парковых пейзажей заключается в максимальном сохранении идей художника, общей эмоциональной и художественной характеристики пейзажа, при обязательном условии учета естественного хода развития фитоценозов.     

 В общий ландшафт парка в XVIII веке были включены лесные массивы, которые живут по законам естественных биологических сообществ. В зависимости от сложившихся условий, может произойти смена пород, что немало важно для общего колорита, который создают лесные участки, включенные в парковый ландшафт. Поэтому необходимо регулировать рост и развитие древесных пород, а также зарастание открытых луговых пространств самосевом различных деревьев, которые закрывают интереснейшие видовые перспективы. После вырубки самосева необходимо проводить реставрацию лугов. В парке  проводятся  ландшафтные рубки, направленные на воссоздание исторического облика районов, а также посадки саженцев хвойных и крупномерных деревьев. Перечисленные восстановительные работы, прежде всего, связаны с районом Белая береза, где значительную площадь составляют лесные участки и луговые пространства.

         Реставрации парка предшествует огромная научно-исследовательская работа: анализ исторических планов, развитие композиции каждого района и подрайона. За основу реставрации берут исторически научный материал, совмещенные планы разных лет, аэрофотосъемку, анализы существующего положения, инвентаризацию насаждений, графические и иконографические материалы. Важную роль в реставрации Павловского парка имеют исследования, проведенные в 1940 г. под руководством академика архитектуры Л.М. Тверского, который не только выполнил ландшафтное районирование всего парка, но главным образом, провел пейзажную инвентаризацию района Парадное поле. В этом районе были определены и проведена фотофиксация наиболее интересных видовых точек. Это серьезный научный труд послужил основой к послевоенной реставрации Парадного поля, проектированию восстановления других пейзажных районов парка до настоящего времени.

         В основе композиции парка лежит значение долины реки Славянки как главной ландшафтной доминанты, к которой тяготеют не только дворец, но и большинство садово-парковых сооружений. Здесь располагаются основные архитектурные постройки, такие как Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Большой каскад и др., все они имеют вид античных построек. 

         Характерной особенностью ландшафтов этого района является наличие воды, рельефа, открытых луговых пространств, живописное сочетание насаждений и парковых сооружений. В ландшафтном парке дерево впервые получило право на свободное полное развитие и стало главным элементом красоты всего парка. Ландшафтный тип планировки позволил в полном объеме показать чарующую красоту дерева, его силуэт, форму, цвет и фактуру кроны. Поэтому любые изменения в составе насаждений оказывают влияние на композицию парка в целом, особенно это имеет значение в открытых ландшафтах, подобных Долине реки Славянки.

         За последние годы ландшафт этого района качественно изменился: из состава насаждений исчезло некоторое количество высокоствольных сосен, составляющих конструктивную основу насаждений правого берега реки Славянки. Утрачены старые дубы – одни из первых посадок на этом участке, создававшие пейзажную раму при восприятии правого берега, солитеры вязов, которые играли важную роль в композиции Верхнего плато (большое открытое пространство расчленено по глубине живописными группами из елей), группа серебристых тополей, произрастающая возле Храма Дружбы, изрежены и изменены контуры некоторых групп.

          В связи с этим были проведены комплексные реставрационные работы, включая реставрацию павильонов – Колоннада Аполлона, Храм Дружбы и прилегающий ландшафт. Методом ландшафтных рубок в сочетании с восстановлением утраченных и разрушенных элементов исторической композиции методом посадок и подсадок к существующим деревьям была восстановлена объемно-пространственная композиция  I и  III ландшафтных участков (в состав всего района включено VIII участков). Осуществлено восстановление профиля дорог с ремонтом покрытия, восстановлена открытая и закрытая системы мелиорации склонов, ремонт газонов в границах этих участков.

        Существует еще одна серьезная проблема – восстановление берегоукрепления реки Славянки. На III ландшафтном участке проблема была частично решена: заменили бетонное  берегоукрепление на габионные конструкции (историческое было выполнено в  дереве).

         В ландшафте долины реки Славянки располагается замечательное произведение садово-паркового искусства – Амфитеатр. Театр под открытым небом объединяет два берега реки и состоит из двух частей: Каменный и Земляной амфитеатр. Остановим свое внимание на Каменном Амфитеатре, который был сооружен В. Бренной  в 1793 году. В долине реки Славянки Каменный амфитеатр с венчающей его мраморной статуей играет чрезвычайно важную роль, являясь композиционной доминантой. Основанием для амфитеатра служит искусственно образованный холм. В последнее время из-за того, что по холму постоянно ходят, ливневая вода стекала по пониженным местам, размывая их сильнее с каждым годом. Водоотвод с верхней площадки у Каменной скамьи нарушен. Склоны холма размывались, и это обстоятельство могло привести к разрушению конструкции самого Амфитеатра. Было принято решение выполнить реставрационный ремонт холма. В результате проведенные работы по восстановлению геопластики с закреплением грунта путем послойного уплотнения и закладки поперечных рядов фашин, организации водоотвода с площадки возле каменной скамьи, позволили восстановить доминантную (видовую) точку долины реки Славянки.

        Особую красоту парку придают многочисленные искусственные пруды с плотинами. В этом году нам удалось решить проблему, связанную с Ботаническим прудом и ликвидировать создавшуюся аварийную ситуацию (перелив воды через дорогу). Отремонтирована плотина, заменено затворное устройство, очищено дно от иловых отложений.

        Особое место в общей композиции пейзажного парка занимает Придворцовый район, выполненный в регулярном стиле. Исходя из его особой значимости, на основе документов XVIII – XIX веков ведется научная реставрация. Разработан и осуществлен проект воссоздания исторических планировок у Больших кругов и у Вольера. Восстановлен почти утраченный дубовый кенконс у второго Большого круга. Следует отметить, что дуб – доминирующий вид на участке Больших кругов. Первоначальная планировка с шахматной посадкой дубов была выполнена по проекту В. Бренны в 1796 году. Исторические перипетии видоизменили эту регулярную планировку, поэтому было принято решение о воссоздании планировки конца XVIII века с использованием для посадки крупномерных деревьев и с частичным сохранением деревьев, высаженных в первые послевоенные годы. Было высажено 73 дуба в возрасте 20 лет каждый, для лучшей адаптации деревья высаживались в зимний период с замороженным комом. В настоящее время все дубы адаптировались и новый кенконс воспринимается в ансамбле участка Большие круги совершенно органично.

            Следующим объектом является воссоздание планировки у памятника Марии Федоровны на Вольерном участке. Первоначально (в 1780-х г.г.) весь участок был спланирован Ч. Камероном при участии Ф.Г. Виолье, автора партерных цветников. Этот участок неоднократно претерпевал исторические преобразования. Сравнительный анализ показал, что каждое время характеризуется своей планировкой, значительно отличающейся от первоначальной. Поскольку главной задачей научных сотрудников музея и реставраторов является сохранение исторического наследия и воссоздание утраченного лишь на основе подлинных документов, было принято решение взять за основу нового проекта план Ч. Камерона – Виолье в духе французского регулярного сада, поскольку весь Вольерный участок сохраняет планировку конца XVIII века.

            В художественном облике исторического парка огромное значение имеют малые архитектурные формы. Музеем-заповедником продолжены работы по воссозданию исторических чугунных скамей. В фондах музея сохранились  эскизы и проекты скамей  К.И. Росси, который в 1820-е годы много работал над дополнением художественного облика Павловского парка. По имеющимся архивным материалам разработан проект, согласно которому воссозданы два вида скамей и установлены на исторические места.

В заключении хочется отметить, что впитав в себя различные европейские традиции: английские, французские, итальянские в сочетании с привольным раздольем русских полей и лесов, Павловский парк стал уникальным воплощением единства природы и искусства.  Как сказал знаменитый историк искусства М. Алпатов: «Одна из причин притягательности Павловска заключается в том, что в нем ничего не режет глаза, не оскорбляет вкуса, все приведено к той внутренней связи с целым, которую принято называть гармонией… Красота выглядит в Павловске приветливо, почти по-домашнему уютно: она не выводит человека из равновесия, но воспринимается как праздник для глаза, служит пищей для ума и воображения».

           Нашу миссию мы видим в сохранении этой гармонии и единства художественного облика Павловского парка.

 

Государственный музей-заповедник «Павловск», главный хранитель объекта культурного наследия «Павловский парк» С.М. Федорова