Государственный музей-заповедник «Павловск»

pavlovskmuseum.ru

Павловский парк – один из самых больших в России – создавался на рубеже XVIII – XIX веков, когда в Европе и в России становится модной планировка парков по типу английских пейзажных, словно воспроизводящих естественный ландшафт. Начало работ в Павловске относится к 1777 году, когда было решено построить загородную усадьбу для Великого князя Павла Петровича, сына Екатерины II, впоследствии императора Павла I. Исключительность Павловска обусловлена тем, что о нем в течение почти полувека заботилась одна и та же владелица – императрица Мария Федоровна и тем, что парк устраивали выдающиеся мастера конца XVIII – начала XIX веков, вышедшие как из английской, так и из итальянской школы – Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго. Создавая пейзажный парк в новом художественном вкусе, его авторы выработали определенные критерии ландшафтной архитектуры, которые позволили выявить особую неповторимость Павловска: максимальное использование  естественных особенностей рельефа местности; необходимые вырубки лесного массива в соответствии с замыслом архитектора; посадки деревьев и кустарников в соответствии с их биологическими особенностями и эстетическим восприятием. В парке особенно удачно сочетание различных принципов планировки в одну художественную композицию. В течение почти пятидесяти лет продолжалось формирование дворцово-паркового ансамбля.

Павловский парк можно условно разделить на семь основных районов, каждый из которых имеет свои, присущие только ему, особенности. Прямые как стрелы лесные дороги  Большой звезды приводят на холмистые берега Долины реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой березы. И совершенно не похож ни на один из районов Придворцовый район, почти полностью решенный в регулярном стиле. 

«Павловский парк во время прогулки, благодаря наслаждению, получаемому от самого парка, а не от памятников в нем находящихся, не сравним ни с одним парком мира», - полагал историк архитектуры Санкт-Петербурга В. Курбатов в художественно-историческом очерке и путеводителе 1911 года.