ФГБУК «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»

Старейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб смоленской земли.

Грибоедовская Хмелита – духовный и смысловой центр музея-заповедника. Представляет собой не только огромную мемориальную, но и самостоятельную историко-архитектурную ценность.

Увековечение памяти об авторе гениальной комедии «Горе от ума» Александре Сергеевиче Грибоедове неразрывно связано с усадьбой Хмелита.

Первое упоминание в печати о Хмелите как о месте пребывания А.С. Грибоедова связано с именем будущего историка и издателя журнала «Русская старина» М.И. Семевского. После посещения им в 1856 году усадьбы Хмелита, в которой служил управляющим его отец и где вскоре умрет его мать, в журнале «Москвитянин» появилась статья «Несколько слов о фамилии Грибоедовых». В ней сообщались собранные М.И. Семевским сведения о предках матери поэта, его сестре Марии Сергеевне, коротко сообщалось о сохранившихся реликвиях и господском доме дворян Грибоедовых.

В приложении к статье редакция поместила Грамоту царя Михаила Романова о пожаловании земель в Вяземском уезде предку автора «Горя от ума» Михаилу Ефимовичу Грибоедову, а также несколько ранее неизвестных писем А.С. Грибоедова.

Усадьба Хмелита пережила период возрождение при своих последних хозяевах – дворянах Гейден-Волковых, владевших имением с 1892 по 1917 год. В этот период усадьба возвратила себе былую известность и славу культурного дворянского гнезда.

Владельцы усадьбы серьезно заинтересовались ее прошлым, изучили историю строительства, биографии некоторых предыдущих владельцев. Ознакомившись с родословными росписями, они установили дальние родственные связи с Грибоедовыми, узнали о литературных прототипах его бессмертной комедии – бывших обитателях Хмелиты, выяснили время начала строительства в усадьбе главного дома-дворца. До сих пор дата, названная Волковыми, является единственной, других свидетельств о времени постройки дома нет. Очень важно, что она не противоречит выводам реставраторов, которые основывали свои датировки на косвенных данных.

Таким образом, в Хмелите, как на рубеже XIX–XX веков и во многих других усадьбах России, создавалась своеобразная протомузейная структура. В процессе сакрализации усадебного мира, происходившей в то время в русской культуре, грибоедовская тема сыграла в Хмелите весьма важную роль. Другими словами, происходила «музеефикация сознания» хозяев и гостей усадьбы; ее мемориальное пространство рассматривалось как богатейшее историко-культурное наследие.

К сожалению, события 1917 года, ставшего поворотным в истории России, и последовавшая за ними Гражданская война привели к катастрофическим изменениям в культурной ситуации в стране. Члены семьи дворян Волковых стали свидетелями того времени, о котором впоследствии писал князь С.Е. Трубецкой: «Много было тогда разрушено наших родных гнезд, много пропало бесценных культурных сокровищ».

Десятого апреля 1918 года Комиссариат народного просвещения предписал исполкому Хмелитской волости организовать в бывшем господском доме-дворце Народный дом и «не ставить препятствий товарищу Елисееву в приеме культурных ценностей, всего имения и инвентаря».

Судя по сохранившимся фотографиям 1939–1940 годов, перед началом Великой Отечественной войны усадебные постройки и парк в Хмелите были в удовлетворительном состоянии. По воспоминаниям старожилов, во время оккупации Смоленщины немецко-фашистскими войсками в главном усадебном доме и прилегающих к нему флигелях жили немецкие офицеры и солдаты.

В послевоенные годы в усадебном доме Хмелиты располагались молокоприемный пункт, склады зерна и удобрений.

В 1954 году на складах случился пожар, продолжавшийся в течение нескольких дней. После пожара дом не стали восстанавливать, более десятилетия он разрушался под открытым небом. Фрагменты кладки были разобраны жителями на кирпич для личных нужд. Кроме того, появилось много искателей так называемого «хмелитского клада», действия которых также не способствовали сохранности построек.

Приказом Смоленского облисполкома от 25 октября 1966 года усадьба была включена в дополнительный список памятников местного значения, подлежащих охране. К этому времени от барочного и позднего ампирного великолепия в усадьбе Хмелита оставался только мрачный скелет.

В 1967 году знаменитый русский архитектор-реставратор П.Д. Барановский, уроженец Вяземского уезда, проводил реставрационные работы в Болдинском монастыре под Дорогобужем и посетил Хмелиту. Мастера давно занимала судьба некогда великолепной каменной усадьбы. В ходе ее натурного обследования именно П.Д. Барановский определил усадьбу как памятник русского елизаветинского барокко. После этой поездки по инициативе архитектора в грибоедовской усадьбе начались реставрационные работы, которые ее спасли.

Первоочередные противоаварийные и консервационные работы, а также натурные исследования позволили подтвердить правоту П.Д. Барановского: под позднейшими ампирными наслоениями оказался первоклассный памятник гражданской архитектуры в стиле барокко. Хронологически он принадлежал к 60-м годам XVIII века, а стилистически – к архитектуре 1740-х годов, т. е. к тому периоду, когда каменное гражданское строительство за пределами Петербурга велось в строго ограниченных объемах, а сохранившиеся до наших дней постройки того времени исчисляются единицами.

В 1970 году в связи со 175-летием со дня рождения А.С Грибоедова усадьба получила статус памятника федерального значения и была поставлена на государственную охрану.

В соответствии с решением Смоленского облисполкома Всероссийская специальная научно-реставрационная производственная мастерская начала работы по исследованию и составлению проекта реставрации усадебного комплекса и приспособления этих помещений под административно-культурные учреждения совхоза «Хмелитский».

Проект реставрации усадьбы предусматривал восстановление грибоедовской усадьбы в ее первоначальном облике на середину XVIII века. Все архитектурные формы дворца, декор его фасадов восстанавливались по сохранившимся фрагментам. 

В период проведения восстановительных работ в усадьбе Хмелита благодаря деятельности В.Е. Кулакова, его единомышленников, а также местных краеведов и учителей-энтузиастов грибоедовские места становятся все более популярными не только у смолян, но и за пределами Смоленской области. В летнее время проводятся экскурсии для школьников, Хмелиту посещают историки и литературоведы.

Со временем благодаря успешной реализации проекта было признано, что наиболее целесообразно использовать основные помещения дворца только под культурно-просветительные учреждения, т. к. это не требовало изменения его интерьеров и первоначальной планировки.

К 1985 году парадные помещения дома-дворца предполагалось отвести под мемориальный музей А.С. Грибоедова и сельскую библиотеку. На первом этаже планировалось разместить вестибюль, гардероб, комнаты для клубной работы. Помещение галереи оборудовалось под зрительный зал. В юго-восточном флигеле размещалась контора совхоза. Параллельно разрабатывались проекты охранных зон и реставрации усадебного парка.

Общая направленность исследовательских и проектных работ авторского коллектива Всероссийской специальной научно-реставрационной производственной мастерской по усадебному ансамблю в Хмелите, сочетавшему в себе мемориал великого драматурга и выдающееся творение русского зодчества, служила не только реставрации и сохранению отдельных зданий, но и максимально возможному восстановлению исторической среды. Такое решение обеспечило полноценный показ памятника в условиях возросшего интереса к культурному наследию России.

В январе 1985 года в Хмелите по инициативе Министерства культуры РСФСР, Смоленского обкома, Пушкинской комиссии АН СССР и газеты «Советская культуры» прошли первые Грибоедовские чтения.

В Грибоедовских чтениях приняли участие гости из Москвы, Ленинграда, Новгорода, Смоленска; из союзных республик – Украины, Армении, Азербайджана; местные коллекционеры и собиратели.

Благодаря поддержке многих ученых, актеров, средств массовой информации, местной интеллигенции музей-усадьба А.С. Грибоедова с конца 1987 года становится филиалом Смоленского музея-заповедника.

В июне 1988 года Хмелита приобрела новый статус – была преобразована в самостоятельный Музей-усадьбу А.С. Грибоедова (решение Исполнительного комитета Смоленского областного совета народных депутатов от 23.06.88 № 236), а Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 г. на базе уже существовавшего музея-усадьбы был создан Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита». Сейчас это музей-заповедник федерального значения.

Ежегодно в мае в заповеднике проводится Всероссийский Грибоедовский праздник. Традиционно 15 января отмечается день рождения А.С. Грибоедова с участием писателей и деятелей культуры России. Материалы научных, в том числе международных конференций, публикуются в Хмелитских сборниках и других изданиях.

В течение последних 30 лет Хмелита успешно возрождалась для новой, теперь уже музейной жизни. Сегодня посетителям музея-заповедника предлагаются экскурсии не только по музейной территории, но и по окрестным усадьбам: Липицы – Хомяковых, Волочек – Нахимовых, Высокое Шереметевых, Дугино – Паниных-Мещерских.

С 2010 года в музее-заповеднике существует экскурсионно-туристический маршрут по усадьбам в окрестностях Хмелиты «Знакомые все лица…», названный строкой из «Горя от ума» и связанный со смоленским окружением А.С. Грибоедова. По мнению академика Д.С. Лихачева, «культуру последней трети XVIII века и первой половины XIX века можно назвать усадебной. Это значит, что усадьба определяла в ней все основное и новое, весь культурный и духовный характер русской жизни».

Музей А.С. Грибоедова в Хмелите – единственный в мире музей, посвященный памяти этого выдающегося человека – писателя, дипломата, общественного деятеля. Н.М. Карамзину принадлежат слова: «Родина мила сердцу… пленительными воспоминаниями». Такие воспоминания окружают посетителей грибоедовской Хмелиты на каждом шагу.